В современном мире технологий интернет присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека: социальные сервисы и компьютерные игры стали неотъемлемой частью жизни. При помощи интернета мы можем связываться с другими людьми и сервисами в любой точке планеты, получать новую информацию и тем самым увеличивать круг интересов. Но технологический прогресс имеет и обратную сторону. Например, дети и подростки, часто играя в компьютерные игры, приобретают не просто пагубную привычку, а такую зависимость как лудомания. В итоге их жизненные интересы начинают строиться на интерактивном, виртуальном, а не реальном мире.

Проявление компьютерной зависимости, определяется постоянным влечение к играм и игровому процессу. Когда ребенок, подросток или человек другого возраста проводит большую часть свободного времени в играх, развивая, к примеру, виртуального персонажа или достигая определенных результатов в игре, он получает за это различные награды. В конце концов, круг его интересов сужается и сводится только к тому, чтобы добиться более высоких результатов в игре и «прокачке» игрового героя. При этом игрок может вкладывать реальные материальные средства в развитие персонажа или, выражаясь на их языке, донатить. На фоне зависимости игрозависмые мало проводят времени на свежем воздухе, отдают предпочтение игре, а не выполнению домашнего задания, чтению или посещению развивающих кружков и секций. Соответственно уровень знаний и успеваемость падают, дети и подростки или молодые люди становятся раздражительными, замыкаются в себе.

Онлайн-игры на компьютере, которые требуют постоянной связи через интернет соединение, имеют в основном соревновательную форму, что формирует у молодого человека азартные эмоции, проигрыш или предвкушение победы основа этих эмоций. Именно так и происходит формирование игровой компьютерной зависимости. Компьютерные игры проецируют поведение героя на играющего. Именно поэтому родителям важно всегда обращать внимание на поведение своего чада, его увлечения и хобби, что интересует его в интернете, в какие игры он играет, и не слишком ли он жесток для своего возраста и т. д.

Игровая компьютерная зависимость, как термин в современной психиатрии появился в начале 90-х годов прошлого века с появлением персональных компьютеров. Специалисты классифицируют эту пагубную привычку как разновидность так называемой «эмоциональной наркомании», вызванной воздействием технологических средств. Суть заболевания в том, что со временем не человек управляет компьютером, а, по сути, компьютер управляет ним. Со временем для игромана результат игры становится, уже не важен, важен, остается только процесс игры, в котором теряется контроль над временем и другими жизненными процессами.

Причины развития зависимости от игр

Механизм воздействия игры на сознание человека прост и схож с механизмом влияния наркотических средств на организм. Игра, как и наркотик, провоцируют выброс эндорфина – гормона удовольствия. Разница лишь в том, что эндорфин выделяется у наркоманов под воздействием химических веществ, а у игроманов при помощи чувств азарта, радости от победы или прочих успехов в игре, игровых переживаний.

В психиатрии выделяют три сферы способствующие возникновению зависимости: семьи, учебного заведения и надличностных и межличностных отношений.

Причины компьютерной зависимости:

  • психопатологические расстройства и отклонения у родителей, или эмоционально важных для подростка людей, материнская депрессия, невротические отклонения, неопределенность в требованиях в семье со стороны родителей;
  • скандалы и внутрисемейные конфликты в присутствии детей;
  • стресс у родителей;
  • первозначимость семейных и родительских ценностей, ценности ребенка сдвигаться на второй план;
  • несконцентрированность на учебном процессе, прогулы, конфликты в школе, низкая успеваемость;
  • частая смена учебных заведений из-за конфликтов в школе, как со сверстниками, так и с учителями;
  • отвержение сверстниками, непонимание с их стороны;
  • давление на ребенка и предложение ему субкультуры компьютерных игр как жизненных;
  • вовлечение в сообщество таких же игроманов и разделение сними их ценностей, приоритетов, отличительных знаков особого сленга в общении.

Симптомы компьютерной зависимости у ребенка это лишь верхушка айсберга маркером, которого является то, что родители не знают, что происходит с ребенком и его жизнью, о его проблемах и желаниях.

Причин расстройства может быть множество: от неудовольствия своей жизнью до переходного возраста. Дети часто сами не понимают, почему им это интересно и чем привлекают такие игры. Поэтому в психиатрии принято разделять мотивы на истинный и ложный. Первый это подсознательный мотив, когда второй же это скорее оправдательный, то есть, то, как человек преподносит свою привычку для окружающих. К ложным мотивам можно отнести, отсутствие интересов в реальной жизни, скуку. Поэтому перед началом лечения врач выясняет истинный мотив и причину, по которой человек проводит все свое время, играя за компьютером, и только затем вырабатывает стратегию лечебных мероприятий и реабилитации игрозависимого.

Симптомы проявления игровой зависимости

Признаки заболевания в основном схожи с симптомами других пагубных привычек, расстройств и навязчивых увлечений. Задуматься о лечении от компьютерной игромании следует если человек:

  • проводит все свое свободное время за играми на компьютере;
  • круг его интересов сужается и сосредотачивается вокруг игровых персонажей и процесса игры, даже не играя, ребенок, строит игровые стратегии и вырабатывает тактику игры;
  • не выполняет обещания не играть, срывается и возвращается к игре;
  • пренебрегает учебой, выполнением домашних заданий и обязанностей, не следит за своим внешним видом, забывает поесть.
  • в случаях концентрации внимания на его проблеме или отсутствия компьютера становится раздражительным, конфликтует, проявляет агрессию, плачет или замыкается в себе.

Необходимо безотлагательно обратится за помощью при появлении следующих симптомов:

  1. Отсутствие контроля над временем. Играющему кажется, что он только сел играть, а на самом деле прошло несколько часов. Это означает что игра увлекает и затягивает, а, следовательно, интерес к реальности пропадает.
  2. Жажда игры. Этот симптом легко заметить. Когда человек играет за компьютером несколько часов, не замечая течение времени, он ради продолжения игры с легкостью готов отказаться ради этого от еды, прогулки, общения с друзьями, родными и т. п.
  3. Рост продолжительности времени, проводимого за игрой. Если поначалу человеку хватало 2-х часов, для того что бы насытить игровую жажду, но потом это время увеличивается то это сигнализирует о развития зависимости.
  4. Отсутствие распорядка дня. Употребление пищи происходит спонтанно, нарушается режим сна и бодрствования, не регулярно происходят прогулки на свежем воздухе, забываются физические нагрузки и т. п.
  5. Безответственность, замена приоритетов. Игра глубоко проникает в сознание человека, тем самым ставя реальные вещи на второй план. Геймер настолько поглощен процессом игры, что для него перестает быть важным все, что происходит вокруг него и в его семье. Он самоизолируется от окружающей среды, забывает об учебе или работе, прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках считаются пустой тратой времени.
  6. Нежелание налаживать связи или устанавливать контакт, отказ от общения с реальными людьми. Такие признаки бывают практически у всех зависимых людей.
  7. Отсутствие хобби и здоровых увлечений. С таким человеком сложно найти темы для разговора, а попытки заинтересовать его каким либо интересным времяпрепровождением, к примеру, поход на природу – ни к чему не приводят.
  8. Агрессия, очень распространенный симптом, который присущ практически каждому компьютерному игроману. Он может без видимых причин устроить скандал, особенно это становится заметным, если вдруг пропал интернет, или нет доступа к компьютеру или просто что-то не выходит в игре.
  9. Тревожный сон или его отсутствие. Нестабильность психики, плохое и не сбалансированное питание, недостаток физических нагрузок , стресс. Все это приводит к бессоннице или нестабильному сну, человек часто просыпается без причин, на утро чувствует себя разбитым и усталым, не редко с головной болью.
  10. Сверхутомляемость. У игрозависимого даже небольшая прогулка или поход в магазин может вызвать чувство усталости, человек на протяжении всего дня вялый как физически, так и психологически.
  11. Проблемы с осанкой, боли в поясничном и шейном отделе позвоночника. Такие физиологические проблемы появляются в результате сидячего образа жизни за компьютером.

По степени опасности компьютерных игр в психологии игры разделяют:

  1. Ролевые игры. Такой вид игр дает возможность принять роль и уйти от реальности для реализации своих потребностей. Например:
  • игры от первого лица, когда игрок видит все происходящее как бы глазами персонажа – наиболее опасные;
  • игры из вне или сверху – в основном это стратегии и квесты;
  • тактико–стратегические игры – игрок выступает в роли руководителя или командира виртуального отряда или группировки;
  • полное погружение человека в виртуальную жизнь, вхождение в роль игрового персонажа;
  1. Аркады. В аркадах главное быстро передвигаться, стрелять, собирать припасы, управляя персонажем или виртуальным транспортным средством – такие игры также вызывают психологическую игровую зависимость.
  2. Головоломки, шахматы, шашки, нарды и т. п. Основная цель и мотивация игрока в играх такого типа это доказать свое превосходство над искусственным интеллектом.
  3. Наибольшей вероятностью формирования устойчивой психологической зависимости обладают азартные игры и игры на быстроту реакции. В таких играх нет сюжета, одна лишь цель – победить. К таким играм относят: карточные компьютерные игры, рулетки, имитаторы игровых автоматов, или попросту говоря онлайн казино.

Каждый человек, а в особенности дети и подростки, нуждаются в самовыражении. Когда он не может этого сделать и не находит в реальном мире поддержки, он обращается к интерактивному миру игр, которые в свою очередь создают иллюзию реальности с безграничными возможностями. Иллюзия мира, воспроизводимая высокотехнологичным программным обеспечением, оказывает не только пагубное, но и разрушительное действие на психику. Последствия такого воздействия предсказать невозможно.

Стадии формирования зависимости от компьютерных игр:

 Психологи отмечают четыре стадии формирования игровой компьютерной зависимости:

  1. Стадия легкой увлеченности. На этой стадии у человека проявляется интерес к игре, к игровому сюжету, графике игры и ее динамике, а пребывание в виртуальном пространстве носит скорее ситуационный характер, нежели систематический. Как таковой потребности в игре у человека пока не сформировалось, и игра не представляет какой либо значимости и ценности для человека.
  2. Стадия увлеченности. Это переходная стадия, в процессе которой игра становится системным событием в жизни. На этой стадии уже характерно то, что человек не желает по собственной воле отречься от реальности и погрузиться в мир иллюзий, воссоздаваемый компьютерными играми. Происходит подмена значимых жизненных потребностей нереальными, игровыми. Человек на этой стадии при каждой первой возможности пытается погрузиться в этот процесс, если же возможности нет, он прибегает различного рода активным действиям, чтобы достичь цели, а именно поиграть.
  3. Стадия зависимости. Это самая опасная из стадий, на которой происходят серьезные изменения и подменна ценностей. Самосознание игрока изменяется, как и его самооценка. Игра и ее виртуальный мир полностью заменяет реальность.
  4. Стадия привязанности. Это завершающий этап компьютерной игромании. На этой стадии у игромана происходит угасание желания играть и активности как геймера. Игрозависимый человек сторониться компьютера пытается держать дистанцию с играми, но укоренившиеся пагубная потребность в виртуальной жизни и события, происходящих в ней не дает ему этого сделать. Этот период длительный в большинстве случаев, На этой стадии важно, что происходит снижение бесконтрольной тяги к компьютерным играм. Но вероятность всплеска новой активности, не следует отбрасывать, она может возникнуть снова с выходом новых игр или новой версии старой. В этом случае человек возвращается снова к стадии зависимости. Поэтому в современном мире вся индустрия компьютерных игр строится так, что бы ни допустить перехода игромана в стадию привязанности. При создании игр, разработчики пользуются системой Скиннера, в основе которой лежит воздействие на человека и его поведение при помощи простых стимулов и вознаграждений. С появлением персонального компьютера, в основе всех игр на компьютере лежит сбор различных предметов, ресурсов или бонусов. Сама по себе эта идея кажется, совершенно безобидна, но опасность ее в том, что подросток – игрок воспринимает эти предметы как что-то важное и реальное, и ценит их вне зависимости, использует ли он их в игре или нет.

По каким же принципам создатели игр привлекают людей?

Продаваемые игры построены разработчиками по принципу подкрепляющих вознаграждений и поощрений. Шутеры, командные сражения или одиночные стрелялки -  их всех объединяет то, что в игре происходит постоянный рост персонажа, накопление опыта, абгрейды оружия и навыков героя, увеличение рейтинга по отношению к другим игрокам и т. д. В квестах есть еще и поиск различных спрятанных предметов, которые дают увеличение силы или нового снаряжения героя.

Вся индустрия онлайн игр построена на постоянном подкреплении в виде различных наград, бонусов. По сути, игрок не понимает, что это у него вырабатывается рефлекс нажимать кнопку и получать бонус, как у подопытной «собаки Павлова». Создатели игр отдают себе отчет, что все это формирует у людей зависимость, но для них это всего лишь средство заработка и что у людей возникает зависимость, от компьютерных игр их совершенно не интересует.

Зависимый игрок не останавливается потому как у него существует иллюзия того что можно и нужно добиваться более весомого статуса в игре. С каждым этапом развития своего персонажа количество наград и бонусов может уменьшаться, но иллюзия того что «вот-вот сейчас мне выпадет желаемый ящик с бонусами» заставляет его нажимать клавиши на клавиатуре.

Не следует так же путать пагубное времяпрепровождение за компьютером со здоровым интересом. Если подросток, ребенок или человек другого возраста при помощи компьютера изучает науки, языки, занимается фотографией или учится создавать тексты, сайты, просто смотрит фильмы, передачи или мультики, то в этом плохого ничего нет. Есть четкая граница между играми развивающего плана, в которые ребенку не просто полезно, но и необходимо играть, и играми, заманивающими в процесс игры, уводя тем самым от реальности, не отпуская от монитора, требующие доната, способствующие агрессивному поведению, жестокости и вызывающие безразличие к его окружению. Приемлемые или развивающие игры, которые не следует запрещать ребенку, это те которые развивают мышление, эрудицию, логику и память. С помощью таких игр, в принципе, возможно, обучить любому школьному предмету или дисциплине, в настоящее время существует множество игротехнических методик.

На что следует обратить внимание, родителям видя, как и в какие игры играет их чадо. Чего не должно быть?

В компьютерных играх категорически нежелательно наличие следующего:

  • процесс прохождения игры занимает более трех часов и не имеет логического завершение;
  • провокации на покупку абгрейда или игровых улучшений, без которых вероятность победы мала;
  • сцены насилия и проявления жестокости;
  • антисоциального и преступного поведения и т. д.

Важно чтобы для ребенка или подростка был установлен игровой лимит по времени. Запрещать кушать во время игры, а главное не подавать пример, проводя время и играя за компьютером, нарушая при этом установленные правила и запреты.

Профилактика игровой зависимости

Для предупреждения развития и прогрессирования зависимости от компьютерных игр необходимо:

  • определить, что нравится человеку и что влечет его в виртуальной жизни, что его не устраивает в реальном мире;
  • постараться избегать критики зависимого в адрес его увлечения;
  • проявлять свое отношение к его привязанности максимально мягко;
  • получить консультацию у специалиста, пообщаться с психологом.;
  • попробовать организовать встречу игромана с доктором;
  • понять самому суть той игры, в которую играет ваш родной человек, это поможет установить более тесный контакт и сблизится;
  • попытаться оградить человека от просмотра фильмов, чтения книг, в сюжете которых присутствуют сцены насилия, это может помочь избежать приступов агрессии у игромана;
  • при появлении свободного времени, постараться провести его вместе (например, поездка на природу может быть хорошим решением вопроса, сбор грибов, рыбалка, отдых на пляже, лыжные пробежки и т.д.);
  • совместное и веселое проведение праздников, в этом случае можно заменить получение удовольствия от игр при помощи увеселительных мероприятий, таких как: дни рождения, новогодние или профессиональные праздники;
  • собственным примером постараться привить зависимому от компьютерных игр активный образ жизни, интересные занятия вряд ли оставит человека безразличным и ему не захочется больше сидеть дома за столом в четырех стенах;
  • объяснить человеку, что в жизни, как и в игре, нужно ставить какие-то цели и добиваться их, добиться успехов в учебе в школе, в спорте или на работе.

Лечение игровой компьютерной зависимости

Лечение игровой зависимости, как и других разновидностей аддикции, это всегда комплексный подход к решению проблемы, включающий в себя работу над изменением образа жизни. Попавшему в сети компьютерных игр предстоит:

  • Понять и принять опасность такого увлечения, иметь мотивацию, захотеть избавится от пагубного пристрастия.
  • Завести дневник, в который записывать количество проведенного времени за играми. Постепенно уменьшать его до полного отказа от игр.
  • Увидеть перспективу отказа от игр, игроман должен понять, что отказ от игр принесет намного больше в реальной жизни, чем он имеет сейчас (это может быть и хорошая перспективная работа в бедующем, отличное образование, популярность, хорошее здоровье и т. д.).
  • Поиск и предложение альтернативы, важно попробовать найти, чем можно заменить игру, поскольку игромания, это эмоциональная проблема, переросшая в заядлое увлечение, привычку. Подросток, приходящий со школы, или взрослый человек, вернувшийся с работы, садится за компьютер и играет. Так происходит изо дня в день, и в итоге вырабатывается пагубная привычка на уровне подсознания. Альтернативой в первое время может стать просмотр фильмов или чтение книг.
  • Проводить свободное время вне дома, избегать игровых компьютерных залов.
  • Записаться и ходить на занятия в спортивной секции, чаще бывать на свежем воздухе.
  • Избегать общества игроков и игроманов.
  • Не маловажным аспектом на пути выздоровления, является поддержка родных. Любовь, понимание и поддержка родных и близких людей это отличный фундамент для избавления от зависимости и не повторения срывов и рецидивов в будущем.

Лечение зависимости от игр в реабилитационном центре филиала Фонда Свобода основано на специальных способах воздействия на сознание человека, по средствам психотерапии.

Индивидуально подобранный курс психотерапии позволяет пациенту:

  • понять и осознать наличие заболевания;
  • добровольно без принуждения согласиться принять помощь и пройти лечение от игровой зависимости;
  • научится быть сдержанным;
  • определить и составить алгоритм действий для предотвращения рецидивов зависимости.

Люди, страдающие компьютерной игровой зависимостью, в своем большинстве не умеют выстраивать межличностные отношения в обществе. Для этого в нашей клинике предусмотрены групповые занятия, для преодоления препятствий в социальном общении. Но одним из самых действенных вариантов лечения зависимости остается применение семейных психотерапевтических практик и методик. Компьютер не является тем предметом, от которого нужно дистанцироваться. Проблема заключается в отношении взрослых по отношению к ребенку, неумение первых помочь адаптироваться подростку к стрессовым жизненным ситуациям. Помощь наших специалистов, психологов клиники в лечении заболевания в филиале Фонда Свобода – залог качественной жизни, психического и физического здоровья наших резидентов.

371

Полезные статьи: