Наркомания — тяжелое хроническое заболевание, при котором зависимый сбегает от реальности путем принятия психотропных препаратов. Психоактивные вещества (ПАВ) вызывают сначала психологическую, затем физическую тягу. При пропуске очередной дозы человек испытывает гамму болезненных проявлений. Такую реакцию считают абстинентным синдромом или ломкой.
Не всякий психотропный препарат называют наркотиком. Для применения этого понятия вещество должно одновременно отвечать трем критериям:
- Наличие психоактивных свойств. В первый прием или в течение первых нескольких приемов препарат вызывает эйфорию или другие положительные эмоции. При последующем употреблении у человека появляется явственная тяга к новой дозе.
- Употребление не ради лечения. Если изменяющий сознание препарат принимает большая группа людей без цели восстановления физических сил и избавления от заболевания, он может быть признан наркотическим. Такой способ применения ПАВ становится проблемой социального характера.
- Присутствие в официальном списке наркотических веществ. Если препарат включен в такой документ, государство запрещает его производить, изготавливать, хранить и употреблять внутрь.
Список наркотических веществ различается от страны к стране. В России этот документ содержит две сотни наименований. Среди самых известных средств — героин, морфин, гашиш, кокаин.
В список запрещенных к распространению наркотиков включают точные химические формулы и их модификации, количество которых бывает очень большим. Даже минимальная коррекция формулы выводит вещество из списка запрещенных. Этим пользуются так называемые «дизайнеры наркотиков». Дизайнерами считают кустарных производителей синтетических психотропных средств, которые следят за законодательством и умышленно меняют формулу наркотика, чтобы новые партии «товара» не подпадали под запрет. Сложной для решения проблемой считается оперативная разработка ограничительных мер, которые сразу запрещали бы производство наркотиков с измененными формулами. Разработчики российского законодательства регулярно добавляют в список производные психотропных препаратов, чтобы сдерживать рост количества новых опасных веществ.
Единой причины развития наркотической зависимости нет. Склонность к появлению этой болезни зависит от нескольких факторов, которые учитывают по отдельности и в комплексе. Среди них выделяют три самых важных критерия:
- Генетическая предрасположенность. По мнению наркологов и других медицинских специалистов, дети наркоманов склонны к приему психоактивных препаратов сильнее остальных людей. В 2023 году генетический фактор удается оценить с помощью скрининга риска.
- Специфические особенности характера и адаптации к стрессам. Наркоманами чаще становятся импульсивные люди. Склонность к острому восприятию волнующих ситуаций тоже считается фактором риска.
- Принадлежность к маргинальной части общества. Многие наркоманы происходят от выходцев из низших социальных слоев. Ими становятся мигранты и их дети, жертвы абьюзивного поведения, бездомные люди.
Высокий риск развития наркотической зависимости отмечается у тех, кому свойственно созависимое поведение. То есть, неумение отделить свою личность от другой. Курильщики и алкоголики тоже склонны «экспериментировать» с психоактивными веществами чаще остальных.
Клиническая практика психотерапевтов и наркологов показывает, что к злоупотреблению психотропными препаратами прибегают лица с нарушенной или гибкой психикой. Среди лидирующих заболеваний и пограничных состояний числится биполярное расстройство, депрессия, невроз, тревожность. Случаи развития наркомании нередки среди тех, кто сталкивается с хроническим болевым синдромом и принимает сильнодействующие вещества не по инструкции лечащего врача.
Фактор риска для появления наркотической зависимости в детском или подростковом возрасте — прием ПАВ беременной женщиной. Плод получает питательные и токсические вещества от матери вместе с кровью. Состав материнской крови влияет на его ДНК.
Один из специфических генетических факторов предрасположенности к наркомании — внутриутробные проблемы с развитием опиоидной системы человека. Если работа мю-рецепторов нарушена, человек может стать зависимым от ПАВ.
В соответствии с протоколами исследований, проведенных в российских диспансерах в 2017 году, на учете у нарколога стояло 800 тыс. наркоманов. С учетом поправки на анонимное лечение многих зависимых, реальное число больных может быть большим.
Больные химическими зависимостями могут скрывать проявления своего пристрастия в течение долгого времени. Это стремление — причина скрытного и непредсказуемого поведения, осложнения отношений с близкими родственниками и остальным окружением. Но у наркоманов есть схожие признаки пребывания в измененном состоянии психики. Наприме:
- симптомы опьянения психотропным препаратом;
- основной наркоманический синдром;
- признаки хронического отравления сильнодействующим веществом.
Этот симптомокомплекс проявляется во время приема ПАВ и имеет отношение с влиянием этого ПАВ на психику. У наркомана искажается мышление, меняются реакции на происходящее вокруг. Наиболее типичные признаки употребления — временная эйфория, появление сил ниоткуда, чувство расслабления, тяга ко сну. Если человек принял стимулятор, он становится подозрительным, осторожным и бдительным. Появляется тахикардия, повышается частота вдоха, развивается потливость. Многие виды наркотиков расширяют зрачок, а героин, опий и другие опиаты его сужают. ПАВ вызывают дрожь в конечностях.
Эта группа симптомов связана с повышением дозировки наркотического препарата, неизбежным для каждого зависимого. Организм перестает реагировать приятным для человека способом в ответ на первоначальную дозу вещества, потому что привыкает к ней. Постепенно эта доза удваивается, а иногда — увеличивается до пяти раз.
После появления большого наркоманического синдрома употребляющий становится зависимым. Первый этап зависимости — психический. Человек ловит себя на том, что не может думать ни о чем, кроме новой дозы ПАВ и ощущений после ее употребления. Ему трудно справляться с навязчивыми мыслями. Тяга к наркотику может становиться почти невыносимой в стрессовых ситуациях или при общении с определенными людьми.
Перед тем, как употребить препарат, человек с психологической зависимостью борется с самим собой. Ему хочется вернуть чувство эйфории, но не разрушить семью, сохранить место в компании, сберечь здоровье. Часто желание вновь испытать эйфорию пересиливает, и к психологической зависимости прибавляется физическая.
Физическая зависимость от сильнодействующего препарата всегда компульсивна. Из-за нее человек принимает новую дозу ПАВ так быстро, что не успевает запомнить происходившее перед опьянением. Провалы в памяти у наркоманов связаны с физической зависимостью.
Встречаются наркотики, которые не вызывают тягу на физическом уровне. К этой группе относятся натуральные каннабиноиды, гашиш и химические вещества с диссоциативными свойствами. Но физическая зависимость развивается очень быстро при употреблении опиоидов.
Самый известный признак большого наркоманического синдрома — абстиненция. На сленге зависимых ее называют «ломкой». Абстиненция проявляется через несколько дней после употребления ПАВ, при уменьшении дозы, при попытках резко отказаться от наркотика. К классическим первым проявлениям абстиненции относится:
- смена озноба чувством жара и наоборот;
- отсутствие аппетита;
- панические атаки;
- тревожность и паранойя;
- слабость;
- выкручивающая, ноющая боль в мышцах.
Через несколько суток интенсивность симптомов ломки многократно усиливается. Человек сталкивается с такими ощущениями:
- сильно болит спина, конечности, затылок;
- появляются судороги;
- многократная рвота чередуется с жидким стулом;
- кишечник вздувается и болит;
- повышается температура.
Наркоманы с абстинентным синдромом становятся агрессивными, выглядят истощенными. Единственная мысль таких людей — прием новой дозы ПАВ.
Зависимые от наркотиков теряют критическое отношение к своему поведению. Они догадываются о том, что зависимость — опасная проблема. Но эти люди не связывают негативные стороны наркомании с собой и придумывают оправдания. В медицине это называют анозогнозией.
О хронической интоксикации говорят:
- соматические нарушения: заражение крови, нагноения мест проколов, флебиты;
- примитивизация психики: единственной сферой интересов становится наркотик, общечеловеческие ценности уступают место мыслям о способах получения новой дозы ПАВ, появляются идеи о совершении преступлений для добычи денег или препарата;
- нарушения психики: манифестация шизофрении, биполярного расстройства.
Психоактивные препараты попадают внутрь тела зависимого разными путями:
- Через шприц. Вены хронических шприцевых наркоманов покрыты рубцами. Больные вынуждены скрывать характерные следы инъекций одеждой с длинными рукавами и носить ее даже летом. Некоторые наркоманы впрыскивают ПАВ в вены подмышек или паха.
- Вдыхание через нос. Носовые пазухи выделяют большое количество слизи с сукровицей и без нее. Развивается насморк, от которого не удается избавиться аптечными каплями.
- Употребление курительных смесей. Дым от наркотика разрушает слизистую рта, мешает усвоению питательных веществ, меняет цвет зубов.
ПАВ меняют биохимию крови, влияют на биохимические процессы в головном мозге. Из-за этого наркоман пребывает в возбужденном состоянии или, наоборот, реагирует на внешний мир с опозданием. Он суетится, тревожится, проявляет злость, начинает подозревать окружающих в стремлении причинить ему вред. Хроническое отравление организма приводит к быстрой утомляемости, проблемам с засыпанием, нарушению циркадных ритмов. Прежние друзья и знакомые сменяются зависимыми людьми, портятся отношения с родителями и партнерами.
Для подростковой наркомании характерны дополнительные признаки:
- ребенок приходит после школы позже обычного;
- просит увеличить карманные расходы без объяснения целей;
- лжет и отказывается от откровенных разговоров.
При подозрении на наркоманию у ребенка необходимо осмотреть его тело, расспросить о необычных симптомах. После этого следует записаться на консультацию к наркологу, чтобы начать лечение как можно скорее. Врач оценит состояние подростка, направит на анализы крови и мочи, подберет лекарства и другие методы борьбы с зависимостью.
Одни люди становятся зависимыми от психотропных веществ, другим везет больше. У медицины пока нет точного ответа, почему происходит так. Разнообразие путей развития этой болезни напоминает многовариантность развития других психических заболеваний. На ее патогенез влияют десятки обстоятельств.
Одно из мнений гласит, что наркотическая зависимость развивается из-за повсеместного распространения и дешевизны ПАВ. Для проверки этой гипотезы исследователи организовали тест «Крысиный парк». Крыс запустили в лабиринты с жидким героином. В один из них поместили множество животных. Во остальные — по одной крысе. Подопытные могли пить наркотик тогда, когда им хотелось. Крысы-одиночки пристрастились к ПАВ почти сразу. Крысы из стаи не проявили к нему большого интереса.
После проведения эксперимента ученые пришли к выводу о том, что наркозависимость и привязанность к такому же существу располагаются в одной зоне головного мозга. Тяга к наркотику спорит с тягой к другому человеку. Если у него мало тесных связей, в мозге «остается место» для наркомании. Люди из крепких семей и других тесных сообществ менее склонны снимать стрессы наркотиками. Ключевым фактором для развития тяги исследователи назвали не доступность ПАВ, а одиночество.
Нейрофизиологи полагают, что наркомания — это сбой в центре подкрепления. Так в медицине называют область мозга, ответственную за положительное подкрепление поведения. Если человек не может испытывать сильные положительные эмоции из-за сбоя в работе мозга, он может попытаться получить их искусственным путем. Еще наркомания развивается у людей с проблемной префронтальной корой — зоной, ответственной за самоконтроль. Такие люди не могут остановиться и продолжают употребление вплоть до угрожающих жизни состояний.